Поклонники музыки во всем мире в последние годы привыкли скачивать полюбившиеся им мелодии с музыкальных сайтов, как действующих незаконно, так и предоставляющих эти услуги легально, за деньги.
С незаконным скачиванием законодатели большинства стран борются уже давно. Такие любители музыки лишают звукозаписывающие компании немалой доли прибыли, пользуясь их продукцией и не платя за это ни цента, считают юристы. Однако число тех, кто предпочитает слушать музыку бесплатно по-прежнему высоко — по данным исследовательской фирмы BigChampagne LLC, в декабре 2004 г в среднем 5,5 млн человек одновременно посещали сети обмена файлами. В декабре предыдущего года этот показатель составил 3,2 млн человек. Всем им угрожают судебные иски — например, палата представителей США недавно одобрила законопроект, грозящий тюремным заключением любителям бесплатно качать музыку через Интернет. Теперь как хозяева, так и пользователи бесплатных файлообменных сетей peer-to-peer /так называемых пиринговых сетей/, подобных Kazaa или eDonkey, могут на три года оказаться за решеткой, обмениваясь файлами, авторскими правами на которые обладает та или иная звукозаписывающая компания. В Великобритании же Верховный суд принял решение, принуждающее интернет-провайдеров передавать информацию о британцах, обвиняемых в использовании Интернета для обмена музыкой. Все эти меры, конечно, увеличивают продажи музыки через официальные интернет-магазины. В России ситуация с защитой авторских прав не столь однозначна: законодательство, защищающее обладателей прав на ту или иную музыку существует, однако реально на практике применяется редко. Тем не менее, сайты, имеющие соответствующие лицензии и продающие музыку в Интернете на законных основаниях, все же существуют. Они действуют согласно российским законам. В этой связи все чаще возникает парадоксальная ситуация – граждане западных стран скачивают музыку с российских сайтов, таких как www.MP3search.ru , www.3MP3.ru и т.д, подрывая при этом продажи аналогичных компаний у себя на родине. Международную федерацию фонографической индустрии /IFPI/, занимающаяся борьбой с незаконным распространением музыкальных записей, такая ситуация не устраивает. Она угрожает российским музыкальным сайтам судебными исками. «Мы внимательно наблюдаем за такими сайтами и предпримем все необходимые шаги против них», — заявил представитель федерации Адриан Стрейн. Однако он не уточнил конкретные названия сайтов, против которых может быть возбуждено дело. Об этом пишет Wall Street Journal.
Российские музыкальные сайты привлекают внимание американских любителей музыки из-за дешевизны предоставляемых услуг. Они предлагают обширные каталоги, высокое качество при отсутствии каких бы то ни было ограничений необычайно низкие цены — отдельные мелодии продаются в основном по 10 центов каждая и меньше, а целый альбом можно скачать всего за 1 доллар или около того. Для сравнения, в американском музыкальном магазине Wal-Mart Stores Inc. одна мелодия стоит 88 центов, а в магазине RealPlayer Music Store компании RealNetworks Inc. и того дороже — 99 центов.
Российские сайты пользуются популярностью еще и потому, что их бесплатные конкуренты имеют определенные минусы для пользователей. Помимо риска судебных преследований, о котором было сказано выше, найти полноценную высококачественную запись на них нелегко, к тому же пользователи «пиратских» систем рискуют поймать вирус. К тому же, в большинстве своем российские легальные сайты позволяют пользователям предварительно прослушать целую композицию, а не 30-секундный отрывок, как, например, американский iTunes. Файлы можно загрузить в нескольких форматах, в то время как большинство американских сайтов предлагают только один формат. Некоторые российские сайты предлагают продукты лучшего качества, чем американские, а, кроме того, музыку, распространение которой запрещено в Соединенных Штатах. Например, владельцы авторских прав запрещают распространение мелодий Beatles в сети, в то время как российский сайт MP3search.ru. предлагает альбом Abbey Road всего за 1,60 долл.
Платные сайты, зарегистрированные на территории России, обычно снабжены англоязычными версиями и расценками в долларах США. Кроме того, на них есть предупреждения для пользователей о том, что музыка размещена в соответствии с российским законом об авторском праве. Однако юристы утверждают, что пользователи за пределами России должны подчиняться законам своей страны, не обращая внимания на эти предупреждения. По их словам, приобретать музыку на этих сайтах столь же незаконно, как и скачивать ее бесплатно в сети. «Если кто-то в США скачивает музыку и полагает, что это законно потому, что на сайте так написано, он ошибается», — отмечает Эван Кокс, юрист, специализирующийся по вопросам интеллектуальной собственности компании Covington & Burling в Сан-Франциско.
Разобраться в том, кто стоит за российскими музыкальными сайтами, непросто. Их представители неохотно идут на контакт, не отвечают на электронные послания. И все-таки Wall Street Journal удалось получить согласие представителя российского сайта www.AllofMP3.com Владимира Медведева, ответить на несколько вопросов по электронной почте. По его словам, эти сайты нацелены на русскоязычных пользователей в России и за ее пределами. Сайт AllofMP3.com предлагает английскую версию, чтобы облегчить доступ к нему за пределами России, приобретает CD с записями в розничных магазинах и получает некоторые альбомы непосредственно от звукозаписывающих компаний. Сайт платит за лицензию Российскому обществу по Мультимедиа и цифровым сетям /РОМС/.
Заместитель генерального директора РОМС по правовым вопросам Константин Леонтьев сообщил в электронном послании, что сайт работает «в соответствии с российскими законами». Деятельность компании нацелена только на российских пользователей, а пользователи из других стран должны подчиняться законам своих стран, отметил он. «Российское законодательство такое же, как и во всем мире, — говорит Питер Некарсулмер, президент Коалиции прав интеллектуальной собственности, отслеживающей соблюдение авторских прав в России. — Поэтому размещать музыку на веб-сайте без разрешения автора, разумеется, нелегально».
В то же время, вред, наносимый даже «пиратскими» музыкальными сайтами весьма сомнителен. Организация Pew Internet and American Life Project опубликовала данные опроса, который проводился среди 809 музыкантов и актеров в декабре 2003 года. Большинство респондентов заявили, что Интернет предоставляет им возможность получить большую прибыль несмотря на существование пиринговых сетей. По мнению 43 проц опрошенных, люди скачивают в таких сетях одну-две песни, и, если они им нравятся, чаще покупают легально изданные диски с музыкой. А в исследовании гражданской ассоциации по защите прав артистов и музыкантов-исполнителей /ADAMI/ утверждается, что развитие пиринговых сетей не представляет «смертельной опасности» для музыкальной индустрии, а является стимулом к поиску новых источников дохода. Они способствуют росту спроса на музыкальную продукцию. В частности, меломаны чаще покупают диски, символику музыкальных коллективов, плееры и билеты на концерты.
Но, в любом случае, возможность подать в суд на российские сайты и выиграть иск для IFPI сомнительна, хотя теоретически возможна. Они могут обратиться в американский суд, но выиграть такое дело даже там весьма непросто. Даже на Западе, где борьба с «пиратскими» сайтами ведется уже давно, и уже есть немало прецедентов пресечения незаконного скачивания музыки, дело не всегда оборачивается в пользу защитников авторских прав. Например, в прошлом году федеральный суд Канады отклонил иск против 29 канадцев, уличенных в незаконном файлообмене. Обладатели «права на музыку» посчитали, что интернет-провайдеры предоставят необходимые сведения об этих людях, поскольку изначально были известны лишь их IP-адреса и псевдонимы, под которыми они работали в Интернете. Однако суд решил, что доказательства вины пользователей явно недостаточны, поэтому провайдеры не должны разглашать сведения о них. «Я не вижу разницы между библиотекой, в которой вместе с защищенными копирайтами материалами имеется копировальный аппарат, и жестким диском компьютера, в общедоступной папке которого хранятся легально приобретенные композиции», — прокомментировал свое решение судья.
Если такое происходит даже на Западе, то вряд ли в общемировом пространстве всемирной паутины признают единственно правильными локальные американские законы. Даже если суд США признает виновность российской компании, воплотить на практике это решение и обязать россиян «прикрыть» музыкальные сайты вряд ли будет возможно. С другой стороны, юристы отмечают, что законодательство об авторском праве во всех странах имеет немало общего. Поэтому IFPI может подать на нарушителей и в суды России. Теоретически российский суд может принять во внимание особенности международного законодательства, которое ратифицировано Госдумой и Советом Федерации или находится в стадии ратификации. Но, вынося решение, он руководствуется, в первую очередь, законами своей страны. Однако и в этом случае перспективы наказания российских компаний весьма туманны, считают специалисты. Видимо, все дело в том, что, не имея возможности реально конкурировать на рынке с российскими сайтами, американские компании решили перевести дело в юридическую плоскость, и если не добиться судебного решения, то хотя бы припугнуть соперников.
По материалам сервера: